С сентября 2022 года в некоторых российских школах началась апробация нового проекта "Школа Минпросвещения России". Проект создан, чтобы обеспечить конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Любая образовательная организация может принять в нем участие, чтобы повысить качество образования и улучшить механизмы управления.
Официальный сайт проекта "Школа Минпросвещения России"
Проект "Школа Минпросвещения России" направлен, чтобы реализовать Указ Президента от 21.07.2020 № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", цели национального проекта "Образование". Основная цель – "создать центр образования, воспитания и просвещения, который объединит территориально и духовно детей, взрослых, разные поколения, профессии, социальные группы для обретения смысла жизни через познание, созидание, нравственные ценности для творческого построения будущего каждого и всех в России".
"Базовый принцип системы российского образования – доступность качественного образования для каждого ребенка в соответствии с его интересами и способностями... независимо от того, где он живет, где учится, независимо от его социального статуса и доходов родителей"(В. Путин)
Проект должен побудить образовательные организации решать три главные задачи:
сформировать единое образовательное пространство: обучения и воспитания;
совершенствовать традиционную систему обучения: сохранить классическое образование высокого конкурентоспособного уровня, общение учителя и ученика, воспитание нравственных ценностей, гражданина, патриота нашей страны, сотрудничество с семьей;
актуализировать задачи школьного образования: привить школьникам ценности знания и профессионального мастерства, уважения к старшим, любви к своей родине, доброты и отзывчивости, желания помогать ближним, умения противостоять античеловеческим идеологиям.
Необходимость создать проект была вызвана изменениями стратегических приоритетов в образовании, отказом от болонской системы, неоднородностью инфраструктуры общего образования, отсутствием базовой идеологии, влияющей на формирование гражданской позиции, замещением традиционного общения сетевым и другими проблемами в сфере. Решить их разработчики проекта предполагают с помощью эталона школы, который включает восемь принципов:
обеспечение доступности качественного образования и равных возможностей для всех учеников;
сохранение здоровья и обеспечение безопасности;
непрерывное совершенствование качества образования;
развитие учеников, их интеллекта, таланта, личности;
социализация и выбор жизненного пути;
поддержка учительства;
участие каждого в создании комфортного и безопасного школьного климата;
конструирование современной образовательной среды.
Участие в проекте подразумевает самодиагностику образовательной организации и прохождение трех уровней. Базовый уровень – это необходимый минимум решений для обеспечения качественного образовательного процесса. Средний уровень – расширенный комплекс условий, который позволяет обеспечить усвоение учениками навыков и умений, повысить их мотивацию к обучению. Эталонный уровень – все доступные элементы для реализации успешных практик системы образования.
Одна из интересных задач проекта – сформировать настольную книгу директора школы. Это единая методическая система, которая включает подходы к урочной деятельности, интеграции основного и дополнительного образования, методикам работы с семьями детей, выстраивание индивидуальной образовательной траектории для каждого ученика, сопровождение учащихся, которые испытывают трудности с освоением ООП. Интересна также модель школы полного дня. В нее входят: семейный график работы школы, снижение учебной нагрузки, семейные программы выходного дня.
Авторы проекта предлагают также стандартизировать механизмы управления качеством образования. Для этого с 2022 по 2025 год необходимо реализовать четыре комплекса задач: сформировать единое управленческое пространство; сформировать единое образовательное пространство (ФГОС); сформировать модель эталонной школы, в итоге получить единое образовательное и управленческое пространство, школы, работающие по стандарту качества образования.
Внедрять проект будут в девять этапов. Уже утвердили концепцию проекта, с сентября проводят апробацию пилотных школ: образовательные организации, которые захотели принять участие, проводят самодиагностику. В течение 2023 года разработчики будут анализировать, какие ресурсы и нормативная база необходимы, чтобы реализовать проект. До 2025 года проект планируют внедрить во всех школах.
Миссия "Школы Минпросвещения России"
Центр образования, воспитания и просвещения, объединяющий территориально и духовно детей и взрослых, разные поколения, разные профессии, разные социальные группы для обретения смысла жизни через познание, созидание, нравственные ценности для творческого построения будущего каждого и всех в России.
Портфель проектов (подпрограмм) (Комплекс организационных, экономических
и правовых мероприятий в рамках основных направлений программы (целевых
проектов) и показатели эффективности его реализации («Дорожная карта»)
1. Целевой проект (подпрограмма) "Учитель. Школьная команда".
2. Целевой проект (подпрограмма) "Творчество".
3. Целевой проект (подпрограмма) "Здоровье".
4. Целевой проект (подпрограмма) "Профориентация".
5. Целевой проект (подпрограмма) "Воспитание".
6. Целевой проект (подпрограмма) "Образовательная среда".
7. Целевой проект (подпрограмма) "Школьный климат".
8. Целевой проект (подпрограмма) "Знание: качество и объективность".